29 апреля 2022 года
Михаил Шмаков: Нам нужен реальный, а не абстрактный Мир
27 апреля в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная первомайским акциям профсоюзов России и их позиции в отношении актуальных экономических проблем. В ней приняли участие Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков и Председатель Московской Федерации Профсоюзов Михаил Антонцев.
«С одной стороны, это праздник, с другой – это день подведения итогов, потому что деятельность профсоюзов направлена на решение проблем, постановку вопросов перед Правительством, работодателями. Разрешение этих вопросов – составляет суть нашей работы», - заявил профсоюзный лидер, отметив что Первомай в мире отмечается более 130 лет.
Михаил Шмаков отметил, что Первое мая для профсоюзов – это и построение планов на будущее. «Новые задачи определила и специальная военная операция на Украине. Сегодня нам приходится перестраивать свои промышленность, экономику на эффективную поддержку Вооружённых сил РФ и решений Президента России, связанных с денацификацией и демилитаризацией соседнего государства, которое является для нас угрозой», - сказал он.
По словам Председателя ФНПР, спецоперация касается всех россиян. «Поэтому наш основной лозунг на Первое мая в этом году «ZA Мир без нацизма!» Нам нужен реальный, а не абстрактный Мир. Мир, включающий покой, развитие каждого гражданина России. Сегодня пришло время, когда надо защищать Мир в нашем доме, в нашей стране, в нашей душе», - заявил профсоюзный лидер.
Говоря о достижениях профсоюзов, Михаил Шмаков отметил, что именно в 2021 году вступил в силу закон о том, что МРОТ должен быть выше прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ. «Мы добивались его принятия полтора десятилетия. Это решение помогает и сейчас, когда есть турбулентность и с зарплатой, и с рабочими местами. Опираясь на этот закон, мы и дальше будем продвигать свои принципы, в том числе в рамках Российской трёхсторонней комиссии. Сейчас мы обсуждаем необходимость более активной корректировки МРОТ, мы предлагаем ежеквартальное повышение. МРОТ должен опережать инфляцию», - добавил он.
ФНПР способствует и развитию программы переобучения и дополнительного обучения для тех, кто потерял работу. «С нашей точки зрения, это должно проводиться за счёт федерального бюджета. В определённом смысле это уже начинает воплощаться в жизнь», - заявил председатель ФНПР.
Ещё одна важная тема – права трудящихся на Крайнем Севере. «Мы твёрдо настаиваем на сохранении перечня всех районов Крайнего севера и приравненных к нему местностей для предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих там, несмотря на различные идеи о пересмотре данного перечня или даже отказе от него, - сказал Михаил Шмаков, - Льготы трудящихся на Крайнем севере не должны подвергаться какой-либо деформации. Эти районы являются природной кладовой, которая ещё не освоена».
Также, по его словам, требуется серьезная доработка пенсионной системы. «Скажем, в отношении тех, кому дают сейчас льготы по пенсионным взносам: работникам IT, определенные льготы для аграриев. Все справедливо делается, но это выпадает из общей пенсионной системы», - заявил Председатель ФНПР.
Михаил Шмаков напомнил, что на прошедшей неделе состоялось заседание Генерального Совета ФНПР, в рамках которого рассматривались вопросы текущей ситуации в стране, экономике, задачи профсоюзов. «Профсоюзы – это экономическая организация, какова экономика, таковы и профсоюзы, их требования, предложения по повышению эффективности экономики. Речь идёт о достойных рабочих местах, достойной заработной плате, достойных социальных гарантиях. Это ценности, за которые выступают профсоюзы», - подчеркнул он.
Генсовет направил в Правительство РФ ряд предложений с тем, что следует сделать на данном этапе экономического развития, отметил Михаил Шмаков. «Генеральный Совет принял Обращение к нашему Президенту Владимиру Владимировичу Путину, причём под обращением лично подписались все члены Генсовета, это более 150 подписей – мы настаиваем на безусловной национализации имущества тех компаний из недружественных стран, которые выполняют требование своих правительств по антироссийским санкциям, бросают своё производство, оставляя сотрудников без работы, потребителей без продукции, а «смежников» без заказов», - рассказал профсоюзный лидер.
Он также заявил, что ФНПР поддерживает решение Президента о переводе оплаты за энергоносители на российскую валюту. «Более того, мы предлагаем обеспечить продажу стратегически значимых товаров нашей страны только в обмен на стратегические товары для наших покупателей. Можно привести аналогию с тем, как Западный мир обеспечивал себя нефтью в условиях экономического эмбарго со стороны арабских стран в начале 1970-х годов, когда условием продажи хлеба стала продажа необходимого объёма нефти. Не надо отступать ни по одному из вопросов, вместе мы победим», - отметил Михаил Шмаков.
Председатель ФНПР рассказал о профсоюзных акциях, запланированных в рамках празднования Первомая. «На сегодняшний день, по предварительным данным, более 3 миллионов человек примут участие в этих мероприятиях», - отметил он, добавив, что эпидемиологическая обстановка не позволила провести массовые уличные мероприятия лишь в нескольких субъектах. Профлидер обратил внимание, что за Первомайскую резолюцию, голосование за которую на сайте Федерации продлится до 2 мая, уже собрано более миллиона подписей. Также он сообщил, что в настоящее время проходит Всероссийский автопробег ФНПР. Автоколонна стартовала 12 апреля во Владивостоке. Промежуточный финиш запланирован в Москве на Первое мая. После автомобилисты примут участие в мероприятиях Дня Победы. В акции также участвуют профсоюзные активисты Донецкой и Луганской народных республик.
В заключении пресс-конференции Михаил Шмаков ответил на вопросы журналистов.
Официальный сайт ФНПР
22 апреля 2022 года
Доклад Председателя ФНПР Шмакова М.В. на заседании Генерального Совета ФНПР 20 апреля 2022 года "О текущей ситуации и задачах профсоюзов"
Уважаемые члены Генерального Совета ФНПР, уважаемые приглашённые!
Если называть прямо и своими именами, то нашему Отечеству объявлена война во всех общественных сферах – экономической, логистической, дипломатической, информационной и прочих. Война объявлена глобалистской либеральной элитой, цель которой сформулирована просто и ясно – уничтожение русской цивилизации, русского мира.
Почему – тоже просто и ясно: западный капитализм вырождается в глобальный цифровой концлагерь на нацистском фундаменте – Россия же выступает за многополярный мир, за будущее для всех народов.
И в этом противостоянии Россия прежде всего отстаивает своё право исповедовать традиционные ценности, быть суверенной державой, своё право – БЫТЬ.
Нужно признать, мы несём военные потери, но это цена за высшую гуманистическую цель, которую реализуют российские вооруженные силы, – защита прав и свобод человека и гражданина, прежде всего, права на жизнь.
Экономика нашей страны снова оказалась под жестким санкционным давлением со стороны США и стран, поддерживающих концепцию однополярного мира. Фактически мы столкнулись с экономической агрессией со стороны бывших так называемых «друзей» и «партнеров». Российские резервы заблокированы в западных финансовых структурах. Политика двойных стандартов, подчиняющая глобальную экономику, национальные интересы и здравый смысл идее мировой гегемонии США, настроила западные политические элиты против нашей страны, сделала североамериканский и европейский бизнес и граждан заложниками в большом геополитическом переделе.
При этом американские и европейские политики готовы загнать собственный бизнес и население в пропасть экономической рецессии, блокируя для них один из крупнейших в мире потребительских рынков. Рискуют развалить не российскую, а собственную экономику, угрожая нам нефтяным и газовым эмбарго.
Нестабильность курса рубля и одномоментное разрушение логистических цепочек привели к дефициту ряда товаров и росту потребительских цен. Панические настроения, инспирированные негативными «информационными вбросами», усугубили эту ситуацию, вызвав спекулятивное поведение у ритейла и «запасательство» у населения. Реальные доходы населения снижаются, что неизбежно ведёт к сокращению потребительского рынка.
Запрет на экспорт в Россию и массовый уход западных компаний ударил по автомобилестроению и тем отраслям, где производство зависит от импорта сырья, оборудования или комплектующих (электроника, информационно-коммуникационные технологии, сельское хозяйство). С другой стороны, ограничения на экспорт российской продукции сократили возможности для металлургии, производителей промышленной и агропромышленной продукции.
На рынке труда на этом фоне отчетливо проявились два вектора: с одной стороны, растёт спрос на рабочую силу в обрабатывающей промышленности, а с другой, происходит высвобождение работников, простой и вынужденная неполная занятость в компаниях с иностранным капиталом, на импортозависимых производствах и в торговле. Безработица растет незначительно, но усиливаются структурные диспропорции: предложение рабочей силы не может удовлетворить растущий спрос на труд, так как высвобождающиеся работники требуют переобучения.
Удорожание кредитных ресурсов для бизнеса и сокращение потребительского спроса создают высокий риск задержек и невыплаты заработной платы, снижения цены труда в целом, поскольку бизнес вынужденно урезает затраты как на оплату труда, так и на «социальный пакет».
В бюджетном секторе, традиционно составляющем основу «работающих бедных», индексация заработной платы отстаёт от темпов инфляции, ухудшая и без того нелегкое положение работников образования, здравоохранения, культуры, социальной сферы, физической культуры и спорта.
Панические ожидания населения подогреваются прозападными провокаторами, задача которых – утрата единства многонационального народа нашей страны.
Российский бизнес и граждане также пострадали от внешнеэкономической конъюнктуры, но в основе сегодняшних экономических проблем в России лежит не только «санкционная» политика Запада, но и наши собственные недоработки, просчёты и ошибки.
Наше сложное положение в современном мире означает необходимость большой и слаженной работы внутри страны.
Первое, что нужно, – построение самодостаточной российской экономики, не зависимой от импорта. Это означает: кардинальный пересмотр государственной экономической политики, структурные изменения в управлении всей экономикой в целом (от создания полноценной системы стратегического планирования до проектной эмиссии) и запуск новой индустриализации.
Ухудшение отношений с западными партнерами, завершившееся политическим и экономическим противостоянием, не было одномоментным. Экономический блок Правительства России, игнорируя очевидные риски, продолжал и продолжает наступать на те же «грабли».
Упорно проводя политику резервирования, формируя фонды и накапливая ресурсы, правительство размещало их за рубежом как олигарх, прячущий деньги в оффшор. Вместо того, чтобы инвестировать в российскую экономику, создавать рабочие места, повышать благосостояние граждан и тем самым двигаться вперед, мы поддерживали экономику ныне недружественных государств, кредитовали западный бизнес, платили заработную плату иностранным рабочим. Опасаясь инфляции, мы упустили возможности для экономического роста. Сегодня эти резервы заморожены.
Многие годы денежно-кредитная политика государства была подчинена идее борьбы с инфляцией и не способствовала экономическому развитию.
Ограничение денежной массы обескровило экономику. Ключевая ставка Центробанка только в период пандемии стала двигаться в сторону уменьшения. Банк России вместе с Минфином ограничивал развитие экономики, снижая доступность кредита для бизнеса путем повышения его стоимости, установления жестких требований для кредитования, сокращения конкуренции в банковском секторе. Все это негативно отразилось, прежде всего, на малом и среднем бизнесе, на сельском хозяйстве, которое несёт высокие риски из-за сезонного характера его функционирования. Здесь следует вспомнить и те «суррогатные» меры поддержки бизнеса, которые предпринимало государство: например, субсидирование процентной ставки, вместо удешевления самого кредита, - это по сути «перекачка» бюджетных средств в банки.
Еще одной причиной нашей неготовности к последствиям «санкционного» давления можно назвать недальновидность промышленной политики. Приоритетная задача по импортозамещению финансировалась государством по остаточному принципу и в результате не была реализована в полном объёме. Даже разработка отечественных микрочипов оказалась импортозависимой от Тайваня.
Внешнеторговая политика не была ориентирована на защиту национальных интересов. Вместо поддержки российского производителя его под флагом глобализации рынков и расширения возможностей в рамках участия в ВТО загнали в крайне невыгодное положение по отношении к иностранным конкурентам. В течение десяти лет государство отказывалось от защиты национального производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, фактически затормозив их развитие.
Создание новых высокоэффективных рабочих мест лишь декларировалось в стратегических документах, а фактически поддержка реального сектора экономики носила точечный характер, создавая импортозависимые производства.
Однако для России экономическая изоляция не так страшна. Наша страна имеет огромный и ещё не растраченный потенциал: территория и природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство, социальная инфраструктура и человеческий капитал – всё это даёт нам хороший шанс выйти из экономического противостояния с Западом через «новый индустриальный прорыв». Снижение конкурентного давления со стороны западных производителей – это, скорее, благоприятные условия для развития отечественного производства.
Правительством уже принимается ряд правильных мер – и для нейтрализации негативных последствий санкций, и для восстановления здравого смысла в экономической политике. К последнему можно отнести усиление мер по деофшоризации экономики и прекращению оттока капитала, в том числе запрет на доступ компаний-нерезидентов к недрам и другим природным ресурсам, к госзаказам, государственным субсидиям, кредитам, к заключению концессионных соглашений, к участию в госпрограммах, к операциям со сбережениями населения и другим.
Какие еще условия должно обеспечить Правительство России для преодоления кризисных явлений в экономике?
Для предотвращения негативных последствий внешнеполитических событий важна не только стабилизация курса рубля, но и снижение ключевой ставки Центробанка. Она постепенно снижается и, надеемся, в ближайшем будущем снова вернется в разумные пределы.
Правительство не должно допускать повышение тарифов и спекулятивный рост потребительских цен, прежде всего, на продукты и товары первой необходимости.
При сбалансированной денежно-кредитной политике и поддержке государства в виде налоговых преференций для отечественного производителя должна быть решена задача импортозамещения. Эта задача, конечно, не исключает формирование новых устойчивых партнёрских связей с поставщиками из дружественных стран (бананы и кофе в нашем климате не растут).
Следует позаботиться о цифровой инфраструктуре для импортозамещения и новых каналов внешней торговли.
Необходимо поддерживать и развивать отечественные экосистемы, включающие маркетплейсы, системы электронного документооборота, логистические и финансовые сервисы, такие как «Биржа импортозамещения», созданная на базе Государственной информационной системы промышленности.
Для решения задач государственного планирования все экосистемы (и те, что работают с поставками из-за рубежа) должны быть подключены к единому государственному агрегатору – электронному «Госснабу», координирующему цепочки производства и поставок компонентов, запчастей, оборудования, техники, технологий, а также готовой продукции.
Еще одной инфраструктурной задачей государства является обеспечение бесперебойного функционирования всех каналов связи: от интернета до мобильной связи. В эпоху цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности важно обеспечить цифровую независимость и безопасность.
Нормализация макроэкономических факторов и поддержка инфраструктуры позволят вернуться от антикризисных мер к основной повестке социально-экономического развития страны.
Три основных социально-трудовых приоритета в новой индустриализации на основе цифровых технологий – это создание рабочих мест, повышение доходов населения и развитие социального партнёрства.
Создание рабочих мест должно стать ключевым направлением государственной экономической политики. Ведь проблема рабочих мест куда шире и болезненнее, чем уход зарубежных компаний.
О необходимости создания новых и «сохранения в динамике» существующих рабочих мест экономисты говорят много лет, и много лет создание новых рабочих мест отсутствуют в качестве реальных приоритетов государственной политики.
Сегодняшняя ситуация заставляет государство поворачиваться в сторону отечественной промышленности.
В качестве одной из обсуждаемых мер сохранения производства и обеспечения занятости является национализация. О том, что она критически необходима, наглядно показал кризис в Пикалёво (Ленинградская область). В 2008 году в этом городе возникло массовое социальное напряжение из-за остановки производства на трёх крупных предприятиях. Это произошло в связи с недальновидным решением собственников одного из производств, в результате которого была нарушена цепочка поставок на все заводы. Мы говорили тогда и говорим сейчас: нужно национализировать те предприятия, работа которых общественно необходима, но чьи собственники не в состоянии ее обеспечить.
Национализировать, по нашему мнению, следует также организации в состоянии банкротства. Как правило, в России большинство предприятий, находящихся в состоянии банкротства, в итоге ликвидируются. Это означает, что вместе с компанией ликвидируются и рабочие места, а работники становятся безработными. При этом основным кредитором банкротов зачастую является государство, которое через банки и налоговые службы полностью «обирает» такие предприятия. Однако государственным приоритетом должно стать сохранение занятости граждан, пусть даже в ущерб недополученным рублям в качестве налогов. Тем более что эти же налоги пойдут на выплату пособия по безработице и другие социальные выплаты высвобожденным работникам. Считаем необходимым ввести запрет на банкротство средних и крупных организаций и национализировать их в целях восстановления деятельности и сохранения занятости, не говоря уже о запрете банкротств предприятий ОПК и выполняющих заказы ОПК.
Кроме того, национализировать необходимо стратегически важные предприятия и основной капитал организаций, заявивших об уходе из России. Противники такой национализации говорят о сохранении бизнеса и святости частной собственности. Но бизнес – это, в первую очередь, работники. Думают ли собственники такого бизнеса о тысячах граждан, которые потеряют основной, а зачастую единственный, источник дохода?..
И в процедуре банкротства, и в процедуре национализации обязательно должны участвовать работники, их представители, то есть – профсоюзы. Все важные решения о дальнейшей судьбе организации должны приниматься с участием представителей работников. Именно это и называется экономическая демократия.
К вопросу о собственности на недра. По Конституции 1993 года, собственность на недра не общенародная, как по инерции думает значительная часть нашего населения. Но это положение надо менять. И осуществлять даже не национализацию, а – социализацию природных ресурсов, обеспечивать полное получение государством природной ренты и использование её на общенародные цели, а не на удовлетворение нужд управленческой верхушки.
И к вопросу о целях. Деньги не должны быть целью деятельности и мерилом прогресса. Целью может быть только развитие человека, наращивание человеческого капитала, приоритет человека труда, развитие тех сфер экономики, где человек будет занят деятельностью, приносящей не только достойный доход, но и уважение, возможность самореализации и развития.
Необходима переориентация и координация деятельности государственных корпораций и институтов развития на создание новых рабочих мест для массовых профессий в производственном секторе экономики, обеспечивающих решение задач по импортозамещению.
Государственная политика в сфере занятости должна быть проактивной и переориентироваться на решение общей задачи путем 1) создания постоянных достойно оплачиваемых рабочих мест в производственном секторе: в промышленности и в сельском хозяйстве и 2) переподготовки безработных по профессиям и специальностям, востребованным в производственном секторе.
Заработная плата трудоустроенных и сохранение рабочего места – основные критерии достижения результата государственной поддержки занятости.
Но в России до сих пор отсутствует стратегическое планирование потребности в кадрах. Мы даже не знаем, в каких отраслях и по каким профессиям нам будут нужны работники через пять лет, не говоря о более длительных горизонтах. Поэтому у нас возникает «профессионально-квалификационная разбалансировка», когда в одних отраслях кадров не хватает, а в других – избыток. Очень надеемся, что система долгосрочного прогнозирования потребности в кадрах получит отражение в новом законе о занятости, который сейчас разрабатывается на площадке Госдумы с участием представителей объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.
Если мы хотим развивать производство внутри страны, то приоритетом должна стать квалифицированная рабочая сила, а не самозанятые и малый бизнес. Квалифицированные российские работники с полноценными социально-трудовыми правами смогут наладить импортозамещение и обеспечить рост нашей экономики. Стране нужна стабильная занятость на основе трудовых отношений. Ещё раз подчеркну: постиндустриальная экономика возникает на месте развитой индустриальной, а не вместо неё.
В связи с этим налоговая политика должна быть направлена на поддержку инвестиций в производство. По оценкам бизнеса и экспертов, сегодня основное налоговое бремя несёт производственный сектор. Действующая налоговая политика стимулирует торговлю и сырьевой экспорт, а не производство.
Кредитно-денежная политика также должна быть изменена. Её фундаментом должен стать стабильный курс рубля. При этом не важно, будет ли это 30, 70 или 100 рублей за доллар США, главное, чтобы курс был «неподвижен». Однако Центробанк, вместо политики стабилизации национальной валюты, до сих пор пытается бороться с инфляцией за счёт демонетизации экономики. Низкий уровень монетизации отечественной экономики тормозит экономическое развитие страны. В том числе из-за этого кредиты недоступны для реального сектора экономики.
Повышение доходов населения. Сегодня важно не допустить ещё большее снижение доходов и повышение уровня бедности среди работающего населения и пенсионеров.
Приоритетная задача социальных партнёров – обеспечение не только своевременной, но и опережающей индексации оплаты труда, в том числе в бюджетном секторе, с учётом роста потребительских цен.
Для предотвращения роста задолженности по заработной плате необходим жёсткий контроль со стороны государственных органов. Сегодня работодатели больше боятся задержать уплату налогов и страховых взносов, чем заработную плату. Необходимо обязать банки сообщать в инспекцию труда о нарушениях сроков выплаты заработной платы, так же как они сейчас информируют налоговую службу о счетах клиентов.
Большое значение сегодня приобретает разработка и реализация мер по обеспечению получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатёжеспособности или банкротства. Сейчас долги по заработной плате стоят в первой очереди для погашения, однако в отличие от других кредиторов работник находится в заведомо худшем экономическом положении. В этой связи необходимо создание гарантийного страхового механизма, обеспечивающего выплату заработной платы, не дожидаясь даже начала процедур банкротства.
Правительство России сейчас проводит реформу государственных внебюджетных фондов, объединяя ФСС и ПФР в социальный фонд, который будет заниматься выплатой пособий по безработице. Это хороший повод для пересмотра принципов социального страхования и возврата к страхованию утраты заработка не только в случае временной нетрудоспособности, но и потери работы в целях повышения социальной защищенности высвобождаемых работников.
Одной из главных преград на пути экономического развития России остаются неравенство в распределении доходов и бедность. Когда у граждан нет «свободных денег», они не могут покупать товары и услуги. В таком случае ни о какой новой индустриализации не может быть и речи. Зачем производить, если некому потреблять? При этом отсутствие собственных средств вынуждает население брать кредиты. Избыточный рост кредитной нагрузки на граждан приводит к повышению социальной напряжённости.
В настоящее время жизненно необходимо сохранить покупательную способность минимальных гарантий по заработной плате и социальным пособиям. Действующая методика установления прожиточного минимума и МРОТ, основанная на медианных доходах и заработной плате, в текущих условиях «не работает».
По нашему мнению, целесообразно вернуться к ежеквартальному определению прожиточного минимума на основе потребительской корзины и пересматривать МРОТ не реже одного раза в квартал в соответствии с темпами роста прожиточного минимума.
Также необходимо продолжить работу по совершенствованию прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. С 2021 года по предложению Президента России была введена 15 % ставка НДФЛ на доходы свыше пяти миллионов в год. Теперь необходимо на этой шкале установить новое деление (новую «риску»), например, в 17-20 процентов для доходов свыше десяти-пятнадцати миллионов рублей в год, и обнулить ставку для тех, кто имеет доходы в пределах МРОТ.
Развитие социального партнёрства. Важно сохранение и недопущение снижения достигнутого уровня трудовых и социальных гарантий, ухудшения правового положения трудящихся. Сейчас под «флагом» поддержки бизнеса возникает много инициатив по либерализации трудового законодательства. Снижение трудозатрат и административных издержек в управлении человеческими ресурсами должно основываться на внедрении новых эффективных цифровых технологий в кадровом делопроизводстве, а не на отказе от оформления трудовых отношений.
Сбалансированное повышение эффективности правового регулирования в сфере труда и занятости необходимо при обязательном участии социальных партнёров не только в обсуждении, но и на этапе разработки законодательных инициатив. Это касается и разработки антикризисных мер, и корректировки программ социально-экономического развития в связи с внешнеполитической и экономической обстановкой.
В периметр социального партнёрства должны войти и те социально-трудовые отношения, которые по факту возникают в рамках платформенной занятости, самозанятости и профессиональной деятельности на основании патента.
Приоритетом для профсоюзов остаётся защита трудовых прав российских граждан, однако иностранные работники, прежде всего из стран-участников ЕАЭС, должны иметь возможность вступить в профсоюз и получить доступ к защите своих трудовых прав со стороны профсоюза. Для недопущения демпинга со стороны иностранной рабочей силы необходимо установление уровня оплаты труда, социальных гарантий и иных условий трудового договора для мигрантов не ниже, чем для российских работников.
Ещё одной совместной задачей социальных партнёров и государства должно стать предотвращение социальной напряжённости в обществе. Для этого необходимо формирование устойчивой «обратной связи» между гражданами и властью. Хорошим примером стала прямая линия с Президентом России, но такой механизм должен работать постоянно и во всех регионах, а не через обращение к главе государства. Профсоюзные структуры могут стать базой для внедрения и развития такого инструмента социального диалога.
Назрела необходимость совершенствования и самого механизма социального партнёрства. Например, в части устранения административных барьеров для распространения действия отраслевых соглашений. Соглашения в сфере труда должны автоматически распространяться на работодателей отрасли, а также на все хозяйствующие субъекты, использующие труд на основании гражданско-правовых договоров, в том числе с использованием цифровых платформ.
Расширение привычных «отраслевых рамок» позволит всем категориям занятого населения получить доступ к защите трудовых и иных связанных с трудовой деятельностью прав путём объединения в профсоюзы.
С учётом рисков принятия работодателями решений о высвобождении работников, снижении заработной платы или ином ухудшении условий труда в качестве меры превентивного общественного контроля необходимо участие профсоюзов в заседаниях коллегиального органа управления организации и в других формах управления организацией.
Сегодня, в условиях экзистенциальных вызовов, которые неоднократно испытывали нашу страну, мы должны решить очень серьёзные задачи, что невозможно без солидарности граждан, бизнеса и государства внутри страны. В самые тяжёлые для России моменты мы находили опору в единстве. Механизм единения в трудовой сфере давно известен – это социальное партнёрство. Однако применяется этот механизм далеко не всегда. Реальное объединение интересов работников и работодателей в рамках эффективного социального партнёрства на всех уровнях — от предприятия до национального уровня – послужит реализации конституционных гарантий по обеспечению социального партнёрства. Такой шаг необходим и от органов власти, прежде всего, от Правительства России.
В связи с антироссийской кампанией, развязанной, в том числе, в международном профсоюзном движении, Федерация независимых профсоюзов России временно приостановила свое членство в Международной конфедерации профсоюзов. Тем не менее, покидая Конфедерацию, мы обратились к нашим коллегам со следующими словами: что бы сегодня вы ни говорили под диктовку Соединенных Штатов Америки и Великобритании, завтра вы неизбежно превратитесь в наших союзников, когда будете вынуждены вывести миллионы членов профсоюзов на акции протеста против разорительных для европейской и мировой экономики антироссийских санкций, лишающих людей доходов, рабочих мест и уверенности в завтрашнем дне.
На территории Украины, которая стала испытательным полигоном для проверки новых военных технологий, мы сражаемся со всей НАТО, со всей её инфраструктурой. Эта война в определённом смысле ещё и первая химическая: пленные дают информацию, и она подтверждается, что они регулярно принимали по три таблетки боевых химических препаратов, в результате которых становятся бодрыми, весёлыми, нечувствительными к боли. Спецоперация требует серьёзного отношения к противнику, приложения максимум усилий и внимательности на всех фронтах и на всех общественных позициях.
Понимая неизбежность победы России, Вашингтон старается «передать» территорию Украины русским в максимально разбитом состоянии.
Мы полны решимости защитить национальные интересы России, обеспечить построение свободного, демократичного, многополярного мира. На кону стоит само существование России.
Возвращается, чтобы занять своё почетное место, идея служения, выработанная в Русском государстве еще в XV веке. Без преувеличения служит Государству Российскому, цивилизации, именуемой РУССКИЙ МИР, наш президент, Владимир Владимирович Путин, реализующий твёрдый курс на защиту политического и экономического суверенитета, территориальной целостности нашей страны, её национальных интересов и безопасности.
Будем следовать этому курсу!
Официальный сайт ФНПР
21 апреля 2022 года
Весеннее заседание Генерального Совета ФНПР
18-20 апреля во Дворце труда профсоюзов состоялись заседания ряда уставных и рабочих органов Федерации независимых профсоюзов России. Проведены семинар и совещание руководителей членских организаций ФНПР, заседания постоянных комиссий Генсовета и Ассоциаций ТООП федеральных округов, проведены заседания Исполкома и Генсовета Федерации
Заседание Экспертной группы по вопросам цифровизации работы профсоюзов
Экспертная группа, в которую вошли специалисты членских организаций ФНПР, владеющие «цифровыми» знаниями и практикой, утверждена 15 марта 2022 года решением Постоянной комиссии Генсовета ФНПР по информационной политике. Это решение принято в рамках Плана мероприятий по проведению Года информационной политики и цифровизации работы профсоюзов. Вела заседание Александра Шубина, руководитель Департамента Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения. Члены Экспертной группы утвердили рекомендации по созданию и ведению сайтов профсоюзных организаций в сети Интернет для рассмотрения Постоянной комиссией Генсовета ФНПР по информационной политике, договорились о разработке рекомендаций по видеоконференцсвязи, электронным каналам коммуникации, а также обсудили методику оценки цифровой зрелости профсоюзных организаций.
Семинар руководителей членских организаций ФНПР
Традиционно проводимый в рамках мероприятий Генсовета семинар руководителей членских организаций открыл Председатель ФНПР Михаил Шмаков. Основной темой семинара была информационная политика и цифровизация работы в членских организациях ФНПР – заглавная тема для профсоюзов, входящих в Федерацию, в 2022 году.
Аксана Сгибнева, секретарь ФНПР – представитель ФНПР в Уральском федеральном округе, на основе новой Концепции информационной политики ФНПР представила участникам семинара актуальные подходы к решению вопросов цифровизации работы профсоюзов, мотивации профчленства через использование цифровых каналов связи, улучшению контента и содержания сайтов и страниц в социальных сетях членских организаций ФНПР. Особое внимание при этом было уделено рекомендациям по ведению личных страниц профсоюзных руководителей в социальных сетях.
Михаил Некрасов, психолог, коуч-тренер, социолог выступил на семинаре по теме «Профилактика эмоционального истощения и профессионального выгорания». Он рассказал о методах предупреждения эмоционального истощения, умении переключаться с рабочего режима на режим отдыха, сохранении физической энергии, о психологических способах благотворного воздействия на подчиненных для улучшения их эмоционального состояния и работоспособности.
Заседание Молодежного совета ФНПР
Совет рассмотрел и утвердил план работы на 2022 год, направленный на реализацию резолюции X съезда ФНПР «Мотивация и вовлечение – молодёжная стратегия ФНПР!», подробно обсудил вопросы участия профсоюзной молодежи в Общероссийской Первомайской акции профсоюзов 2022 года на всех уровнях профструктур, входящих в ФНПР.
Члены Молодежного совета ФНПР обсудили Всероссийскую молодежную программу ФНПР «Стратегический резерв 2022» (конкурсный отбор, квест, окружной этап, тестирование и федеральный этап); итоговые данные проведенного социологического исследования ФНПР по мотивации молодежи (собрано и проанализировано свыше 15 тыс. анкет); внедрение в практику мобильного приложения для профактива, разработанного при участии Молодежного совета.
Совместно с Департаментом Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения в 2022 году запланированы такие мероприятия, как включение статьи расходов «Реализация молодёжной политики» в профбюджеты членских организаций ФНПР в размере не менее 5 процентов, выдвижение молодых членов профсоюзов кандидатами в представительные органы муниципальных образований и законодательные органы субъектов Российской Федерации.
Заседания постоянных комиссий Генерального Совета ФНПР
Члены Комиссии по защите экономических прав трудящихся рассмотрели и одобрили проект постановления Генсовета ФНПР «О текущей ситуации и задачах профсоюзов», обсудили тему мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации, проводимого членскими организациями ФНПР.
О работе региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Республики Удмуртия рассказал председатель Федерации профсоюзов Удмуртской Республики Сергей Шерстобит. Вела заседание комиссии заместитель Председателя ФНПР Нина Кузьмина.
На заседании Комиссии по социальным гарантиям, которую вел заместитель Председателя ФНПР Давид Кришталь, обсуждались вопросы подготовки детской летней оздоровительной кампании 2022 года, совместной работы социальных партнеров по разработке проекта федерального закона «О государственном внебюджетном фонде «Фонд пенсионного и социального страхования РФ» и связанных с ним изменений в отдельные законодательные акты. Была заслушана информация о правах трудящихся в сфере охраны здоровья и задачах профсоюзов по их обеспечению, о спортивных мероприятиях в 2022 году.
Комиссия по информационной политике рассмотрела ход выполнения Плана мероприятий по проведению Года информационной политики и цифровизации работы профсоюзов. Члены комиссии утвердили разработанные Департаментом Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения Рекомендации по ведению профсоюзной страницы в социальных сетях, развитию профсоюзных сайтов и ведению профсоюзных стендов. Руководитель Департамента Александра Шубина доложила об итогах медиа-конкурса ФНПР имени радиожурналиста Я.С.Смирнова в 2021 году, подготовке Всероссийского семинара информационных работников ФНПР и программы их дистанционного обучения, запланированных на 2022 год, динамике реализации Резолюции X съезда ФНПР об информационной работе в части подписки на Центральную профсоюзную газету «Солидарность».
Комиссия по защите социально-экономических прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей рассмотрела ход выполнения постановления Генерального Совета ФНПР от 24 ноября 2021 года «О задачах профсоюзов по защите социально-экономических прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Дальнего Востока и Арктики». Оценку текущей ситуации дали в своих выступлениях руководитель Комиссии, председатель Нефтегазстройпрофсоюза РФ Александр Корчагин и председатель Союза организаций профсоюзов в Республике Карелия Илья Косенков.
Члены Комиссии отметили одно из важных достижений профсоюзов – сохранение перечня всех районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях.
Члены комиссии высказали уверенность в том, что вопросы привлечения и закрепления профессиональных кадров в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не могут быть решены исключительно силами субъектов Российской Федерации и поэтому требуют особого внимания и оперативных решений от законодательной и исполнительной власти на всех уровнях.
На заседании Комиссии по организационной работе и кадровой политике рассматривался ряд проектов документов Генерального Совета ФНПР и Исполнительного комитета ФНПР, в том числе о ходе выполнения Плана практических действий по реализации решений X и XI Съездов ФНПР, об итогах Года организационного и кадрового укрепления профсоюзов, о сводной статистической отчетности по профсоюзному членству, профсоюзным органам за 2021 год. Проекты документов представляли заместитель Председателя ФНПР Давид Кришталь и председатель Смоленского областного объединения организаций профсоюзов Евгений Максименко.
На Комиссии по гендерному равенству рассмотрели и одобрили положительный опыт работы Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) и Федерации профсоюзов Самарской области. Николай Дегтярев, председатель Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) рассказал о действующих в республике программах поддержки женщин, проведении научно-практической конференции «Профсоюзы на защите трудовых прав женщин: равенство в оплате труда, в профессии и возможностях». Наталья Идиятуллина, заместитель председателя Федерации профсоюзов Самарской области, рассказала о решении вопросов гендерной политики в своем регионе. Ольга Полякова, председатель Комиссии, председатель Федерации профсоюзов Брянской области выступила по вопросу «О сборе информации по средствам индивидуальной гигиены». Соответствующий мониторинг наличия товаров и цен на них по запросу комиссии был проведен Департаментом Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения и Центральной профсоюзной газетой «Солидарность». В завершении заседания Ольга Полякова обратилась к членам комиссии с просьбой освободить ее от руководства комиссией по собственному желанию. Новым председателем комиссии единогласно избрана Аксана Сгибнева, секретарь ФНПР в Уральском федеральном округе.
На заседании Комиссии по охране труда и защите от экологической опасности подробно обсудили состояние охраны труда и необходимые меры по ее обеспечению. Рассмотрели вопросы повестки заседания Генерального Совета ФНПР. Выступили Алексей Безюков, руководитель Департамента охраны труда и экологии Аппарата ФНПР, главный технический инспектор труда ФНПР, и Иван Мохначук, руководитель Комиссии, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности.
Вопросы реализации программы нормотворческой деятельности ФНПР, утвержденной постановлением Генерального Совета ФНПР от 30 октября 2019 года были обсуждены членами Комиссии по нормотворческой деятельности и защите прав профсоюзов. Вел заседание Григорий Абуков, председатель Профсоюза адвокатов России.
Исполнение консолидированного профсоюзного бюджета ФНПР за 2021 год и выполнение основных показателей сметы доходов и расходов ФНПР за 2021, а также вопрос об утверждении бухгалтерского баланса за 2021 год рассмотрели члены Комиссии по финансовой политике и бюджету. С информацией по этим вопросам выступил председатель Комиссии, заместитель Председателя ФНПР Сергей Некрасов.
Совещание руководителей членских организаций ФНПР
О задачах профсоюзов в связи проведением специальной военной операции на Украине рассказал Председатель ФНПР Михаил Шмаков.
С докладом о социально-трудовых конфликтах в стране в период 2019 – 1 квартала 2022 года выступил заместитель Председателя ФНПР, научный руководитель Центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов СПбГУП Евгений Макаров. В 2022 году Центр отмечает рост протестной активности там, где нет профсоюзов.
Александра Шубина, руководитель Департамента Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения рассказала о задачах, стоящих перед членскими организациями Федерации по реализации положений Концепции молодёжной политики ФНПР– и методические материалах, подготовленных департаментом для этой работы, в том числе Аналитический доклад «Практика работы территориальных объединений организаций профсоюзов по взаимодействию с учебными заведениями и региональными центрами занятости в части продвижения основ социально-трудового законодательства» и Отчет о работе по заключению соглашений о сотрудничестве и взаимодействии в сфере молодежной политики между территориальными объединениями организаций профсоюзов и субъектами РФ. Вниманию членов Генсовета были представлены итоги исследования по мотивации профчленства среди молодёжи, проведенного Департаментом совместно с Молодёжным советом ФНПР.
Заседание Исполкома ФНПР
Перед началом заседания в торжественной обстановке Председатель ФНПР Михаил Шмаков и Руководитель Роструда Михаил Иванков подписали Соглашение о взаимодействии в области труда и занятости между Федерацией Независимых Профсоюзов России и Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) – обновленный документ после совместной работы по аналогичному Соглашению от 2006 года.
Открывая заседание, Михаил Шмаков рассказал о повестке, регламенте и составе рабочих органов предстоящего заседания Генсовета, на котором планируется обсудить: текущую ситуацию и задачи профсоюзов; состояние охраны труда; ход выполнения Плана практических действий по реализации решений X и XI съездов ФНПР, ряд других вопросов. Проекты соответствующих документов были одобрены членами Исполкома и внесены на рассмотрение Генсовета ФНПР.
Об итогах Года организационного и кадрового укрепления профсоюзов доложил заместитель Председателя ФНПР Давид Кришталь:
- приняты новые редакции концепций ФНПР о молодежной политике, информационной политике; профсоюзном образовании; утвержден ряд других важных документов;
- в ходе единой отчетно-выборной кампании ФНПР, завершившейся в 2021 году, были впервые избраны руководителями членских организаций Федерации 27 человек (22,5% от общего числа);
- на сегодня 18% общероссийских и межрегиональных профсоюзов и 68% территориальных объединений организаций профсоюзов возглавляют участники проекта «Кадровый резерв ФНПР».
Вместе с тем, докладчик указал на существенные недостатки во внутрипрофсоюзной работе. Речь прежде всего о невыполнении профорганизациями уставных требований и решений выборных органов вышестоящих организаций, неспособности отдельных профсоюзов добиться исполнительской дисциплины внутри своих организаций.
Следующим вопросом повестки Исполкома стало утверждение статистического отчета ФНПР за 2021 год. На сегодня в профсоюзах, входящих в ФНПР, состоит 19,4 млн.человек. Число первичных профсоюзных организаций – 136,4 тыс., профсоюзного актива – 195,3 тыс.человек. Молодёжь составляет 33,1% от общего числа членов профсоюзов. Приняты в профсоюзы – 1,3 млн. человек (показатель выше 2020 года). Отмечен рост на 24% числа профсоюзных активистов, прошедших обучение.
На заседании был рассмотрен вопрос о работе Технической инспекции труда ФНПР в 2021 году. Давид Кришталь рассказал о том, что в отчетный период техническими инспекторами труда было проведено 22 тыс. проверок, выявлено более 38 тыс. нарушений, предъявлено свыше 600 требований к работодателям о приостановке работ и техсредств, при участии технических инспекторов труда в судах рассмотрены 45 исков, 31 из которых удовлетворены.
В то же время наблюдался рост производственного травматизма (5491 случай), уровень которого увеличился на 6% при росте смертельных случаев на 10%. Не снижается количество обращений членов профсоюзов в связи с нарушением их прав в области охраны труда. Из 10,9 тыс. таких обращений в 2021 году 10,5 тыс. разрешено в пользу работников.
По представленным на заседание Исполкома проектам приняты решения, определяющие необходимые действия профсоюзов.
Исполком ФНПР утвердил Татьяну Водопьянову на должность секретаря ФНПР – представителя ФНПР в Центральном федеральном округе. Она приступит к работе 12 мая, после завершения автопробега ФНПР. Ее предшественник Анатолий Сырокваша назначен заместителем руководителя Аппарата ФНПР.
Решением Исполкома внесены изменения в состав Молодежного совета ФНПР и утвержден его председатель - Анастасия Анисимова, заведующая организационным отделом ЦК Профсоюза работников связи России.
Приняты постановления о награждении:
- по ходатайству о награждении государственной наградой Российской Федерации - Александра Запесоцкого, ректора Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов;
- нагрудными знаками ФНПР «За заслуги перед профсоюзным движением России», «За активную работу в профсоюзах»; Почетным дипломом ФНПР; Почетной грамотой ФНПР;
- нагрудным знаком «Отличник санаторно-курортного к комплекса профсоюзов России»; специальной профсоюзной наградой и грамотой ФНПР «За особый вклад в борьбу с короновирусной инфекцией».
Заседание Генерального Совета ФНПР
20 апреля во Дворце труда на заседании Генерального Совета ФНПР центральными темами для обсуждения стали социально-трудовая обстановка в стране и позиция профсоюзов по данному вопросу, охрана труда, реализация решений X и XI съездов ФНПР, выполнение обязательств Генерального соглашения.
Михаил Шмаков открыл заседание Генсовета видеороликом о ходе Всероссийского автопробега в поддержку человека труда, российской армии и действий президента страны Владимира Путина под девизами - «Za мир! Труд! Май!», «Zа мир без нацизма!»
Заместитель Председателя ФНПР, руководитель профсоюзного автопробега Александр Шершуков, подключившись по ВКС, доложил о пройденных участниками автопробега городах (на момент доклада: от Владивостока до Иркутска) и проведенных массовых митингах по ходу следования профсоюзной автоколонны.
С докладом "О текущей ситуации и задачах профсоюзов" выступил Председатель ФНПР Михаил Шмаков.
«Создание рабочих мест должно стать ключевым направлением государственной экономической политики», - заявил Шмаков. Он указал на необходимость ввести запрет на банкротство в средних и крупных организациях. Вместо этого их предлагается национализировать, чтобы сохранить занятость и восстановить их нормальную деятельность. В особенности, речь идет о производствах оборонно-промышленного комплекса и выполняющих заказ для таких предприятий. «Закрытие таких предприятий – один из способов саботажа и диверсии. Закрыть производства – и ни один самолет, ни один снаряд не выйдет за ворота головного предприятия, потому что нет комплектующих. В условиях военных действий – это хорошо только для врага». Противники такой национализации говорят о сохранении бизнеса и святости частной собственности. Но бизнес – это в первую очередь работники. Думают ли собственники такого бизнеса о тысячах граждан, для которых эта работа основной, а, зачастую, единственный источник доходов? В процедуре национализации в обязательном порядке должны участвовать представители работников, профсоюзы. И все важные решения о дальнейшей судьбе организации должны приниматься с участием представителей работников», - констатировал Председатель ФНПР.
Профлидер отметил необходимость вернуться к ежеквартальному определению прожиточного минимума на основе потребительской корзины, скорректированной с учётом рациональных норм потребления, и повышать МРОТ не реже одного раза в квартал в соответствии с темпами роста прожиточного минимума. Указал на то, что «действующая методика установления ПМ и МРОТ не только не обеспечивает повышение их реального содержания, но и ведёт к сокращению реальных располагаемых денежных доходов населения».
Заместитель руководителя фракции «Единой России» в Госдуме РФ, заместитель Председателя ФНПР Андрей Исаев, выступая с содокладом по основному вопросу повестки Генсовета, обозначил роль ФНПР как самой мощной общественной силы в стране в решении актуальных проблем развития экономики и социально-трудовых отношений в условиях ведущейся войны против России.
Генсовет ФНПР предложил правительству расширить перечень принимаемых антисанкционных мер, акцентировав внимание на сохранении и создании новых рабочих мест, восстановлении доходов населения, проактивной политике содействия занятости, приоритетной подготовке и переподготовке кадров для импортозамещающих производств.
Членами Генсовета ФНПР было принято Обращение к президенту Владимиру Владимировичу Путину. ФНПР заявила о поддержке курса президента по защите политического и экономического суверенитета нашей страны, её территориальной целостности, национальных интересов и безопасности граждан.
С докладом «О состоянии охраны труда и необходимых мерах по её обеспечению» выступил заместитель Председателя ФНПР Давид Кришталь. Он выразил обеспокоенность профсоюзов состоянием охраны труда и безопасности работников на производстве. Факторами риска выступают снижение регуляторной нагрузки на бизнес и государственного надзора, отсутствие инструментов мотивации работодателей по улучшению условий труда работников. В 2021 году отмечен рост производственного травматизма (по сравнению с 2021 годом +6%, смертельных случаев +10%). Выявлено 4018 случаев профессиональных заболеваний, в том числе 964 - на угледобывающих предприятиях, 933 – в здравоохранении, 395 – в металлургии. Высока смертность на рабочих местах от сердечнососудистых заболеваний при отсутствии единой методики оценки профессиональных рисков и контроля со стороны Государственной инспекции труда. Д.Кришталь обратил внимание членов Генсовета на то, что «государственное регулирование охраны труда, по существу, сводится к переизданию нормативно-правовых актов без научно обоснованных изменений».
В связи со сложившейся ситуацией в сфере охраны труда Генеральный Совет ФНПР предложил правительству и работодателям ряд неотложных мер, соответствующих ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле».
Заместитель Председателя ФНПР Нина Кузьмина выступила с сообщением по вопросу «О выполнении в 2021 году обязательств Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2021-2023 годы». В течение года проведено 11 заседаний Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и 100 заседаний ее рабочих групп. Н.Кузьмина озвучила ключевые для работников и профсоюзов проекты федеральных законов и нормативно-правовые акты, рассмотренные РТК. Они были посвящены федеральному бюджету, национальным целям развития страны, обеспечению занятости населения, системам оплаты труда, организации дистанционной (удаленной) работы.
Главными достижениями ФНПР в рамках работы РТК в 2021 году стали:
- установление минимального размера оплаты труда выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ;
- организацию профессионального обучения и дополнительного образования ищущих работу и обратившихся в службы занятости, в т.ч. безработных, за счет федерального бюджета;
- сохранение перечня всех районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях.
Кроме этого, удалось добиться повышения роли региональных трехсторонних комиссий при разработке программ содействия занятости населения и установлении величины прожиточного минимума в субъекте РФ.
Генеральный Совет ФНПР избрал заместителем Председателя ФНПР Ирину Федюшкину, ранее секретаря ФНПР – руководителя Департамента профсоюзного имущества.
Были внесены изменения в состав представителей ФНПР в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Утверждено Типовое положение о Контрольно-ревизионной комиссии территориального объединении организаций профсоюзов.
В прениях по докладам выступили руководители общероссийских профсоюзов: Сергей Черногаев, Александр Корчагин, Алексей Жуков, Алексей Тихомиров, Иван Мохначук, Анатолий Домников, Борис Сошенко, а также Хусайн Солтагереев, председатель Федерации профсоюзов Чеченской Республики; Александр Запесоцкий, ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов; Михаил Тарасенко, депутат Госдумы РФ; Георгий Молебнов, директор Департамента условий и охраны труда Минтруда РФ; Игорь Бухтияров, директор НИИ медицины труда им. академика М.Ф.Измерова.
Состоялось награждение нагрудным знаком ФНПР «За активную работу в профсоюзах» и другими профсоюзными наградами ряда руководителей членских организаций ФНПР.
Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения